|
Похоронные венки
В XIX веке в России в обычных похоронах, не связанных с воинской славой либо гражданскими почестями, куда большее значение придавалось все же вечнозеленому можжевельнику с его душистым смолистым запахом, густо устилавшему дорогу перед гробом во время выноса покойного. С годами еловые лапы пришли на смену можжевеловке, и в таком виде этот обычай сохранился и сегодня в провинциальной России. Принадлежностью похорон именитых и состоятельных людей в прошлом веке был серебряный гроб с крестом белого глазета и зеленый венок "лавровый", обернутый белой лентой.
К концу XIX века венок приобретает все большую значимость. Этому способствовало развитие целлюлозно-бумажной промышленности, совершенствование технологии красителей, что дало возможность выпускать материал для искусственных цветов - в больших объемах, разнообразный по фактуре и колористике.
Огромным количеством венков отличались похороны В.И.Ленина - такого обилия зелени и цветов во время гражданской, а не военной панихиды, причем глубокой зимой, до этого в России не бывало. На похоронах были и венки из искусственных цветов, но больше - из перевитой лентами еловой хвои. В наши дни искусственная полимерная ветка окончательно пришла на смену натуральной основе русского венка - еловой хвое, которая долгие годы придавала особый колорит нашему обряду погребения. Неповторимый терпкий запах этого вечнозеленого дерева подчеркивает скорбный и величественный характер церемонии похорон. Но, к сожалению, при всей своей неповторимости и красоте хвоя недолговечна, венок из нее хорош только в первые дни после похорон, а потом неизбежно желтеет и осыпается.
Интенсивное развитие химической индустрии позволило наладить выпуск цветов и венков из полимерных материалов. Преимущество их в том, что они способны долго сохранять свою привлекательность и месяцами могут служить украшением надгробий. Большое значение имеет эта особенность в современных условиях нашей жизни, когда действующие городские московские кладбища располагаются на окраинах большого города, и далеко не у каждого москвича есть возможность часто посещать могилы своих близких и ухаживать за ними. Гирлянды, цветочные композиции, венки, сплетенные умелыми руками, могут оставаться на могильном холме в прекрасном виде целый год, а то и дольше. А ведь, как известно, примерно такой срок зачастую требуется для того, чтобы приобрести и установить памятник на месте погребения.
Главным украшением венка являются цветы. Два с половиной года назад для изготовления венка стали использовать импортные цветы, созданные на основе стойких полимерных материалов и красителей, которым не страшен ни дождь, ни снег, ни перепад температур, ни яркий солнечный луч. Гладиолусы, каллы, тюльпаны, ирисы и астры, розы, гвоздики и другие самые разные цветы, порой экзотические, поступают в столицу из Китая, Канады, Тайваня, Гонконга, Франции и Америки. В таких поставках присутствует даже наша простая и всеми любимая ромашка, с нежными белыми лепестками и трогательной желтой серединкой. Ее для нас делает Китай.
Составление венков - это особое умение и талант, результат творческой работы художников и дизайнеров. В каждом из них - не менее ста цветов. А самый большой венок на высоком каркасе включает в себя более 300 разнообразных и редких экземпляров, и все они должны найти свое место в структуре этого ритуального украшения, в его колористике. Цветы располагают на поверхности венка отнюдь не произвольно, а с соблюдением его композиционных пропорций, включающих стилевые особенности каждого вида изделия, его цветовую символику. Сочетание красного и черного, красного и сиреневого, черного и белого придают венку торжественный, траурный вид.
Как правило, в одном изделии допускается не более пяти цветовых сочетаний, а колористическая гамма расширяется за счет декоративной зелени (тысячелистник, папоротник, лианы). Существуют и другие каноны в изготовлении траурных венков, которых также стараются придерживаться специалисты. Например, черный цвет, являющийся главным в состоянии скорби, редко располагают в центре самого изделия, обычно черные гвоздики, пионы и розы обрамляют поверхность венка или пускаются понизу. Венок иногда оформляется с учетом русских народных традиций, включает в себя полевое разноцветье, а траур бывает подчеркнут какой-то одной значимой деталью.
Богатые венки крупных форм имеют несколько иную стилистическую основу, более походят на общеевропейские образцы. Для них характерно сочетание локальных насыщенных цветов (красный, синий, черный) в резком ритме контраста. Необходимо заметить, что внешний вид изделий совершенствуется не только за счет мастерства дизайнеров, но и вместе с применением в работе новых технологий. Так, с внедрением флокирования железный каркас венка, который обычно обклеивается зеленой бумагой или тканью, в скором времени приобретет красивую бархатную поверхность.
Существует православная традиция, провожая покойного в последний путь, класть ему в изголовье гирлянду из цветов как символ прекрасной, усыпанной цветами дороги в рай. Но следует непременно помнить, что гирляндой из живых цветов украшают покойного в самый день прощания с ним, не ранее, и не рекомендуется оставлять ее в изголовье усопшего при погребении. Это, впрочем, относится ко всем живым цветам: увядая, они влияют на сохранность тела и потому их вынимают из гроба перед захоронением.
Самый большой венок имеет полутораметровую высоту, а самый маленький - почти вдвое ниже. Не так давно стали формировать веночки еще меньших размеров из канадской синтетической хвои и цветов. Веночек этот предназначен для украшения ограды, креста над могилой, иногда его кладут на крышку закрытого гроба. Большим своеобразием отличается композиция из хвойной гирлянды, декоративной зелени, цветов и листьев папоротника, обрамленная шелковой лентой, в центре гирлянды ставится восковая свеча. Это изделие, убранное в прозрачную целлофановую пленку, является не только элементом украшения надгробия: зажженной свечой можно почтить на месте погребения память покойного.
|
|
|
Весь спектр венков: похоронные венки, искусственные венки. Собственное производство и доставка. |
|
|